Сидней Беше

Сидней Беше – достаточно неоднозначная и загадочная личность в мире джаза, его творчество досконально не исследовано даже теперь, через почти полвека со дня его смерти. Такое упущение – по большей части заслуга самого музыканта, и того сумасбродного образа жизни, который он вел.

Беше родился весной 1897 года, а точнее 14 мая в городе Новый Орлеан. Семья Сиднея Беше была достаточно музыкальной и достаточно бедной. У него в роду было намешано много национальностей, в том числе и далекие предки из Европы, от которых Сиднею достался светлый цвет кожи. Кроме Сиднея, в семье Беше росли еще четыре мальчика – его братья, и под влиянием отца, бедного портного, который любил поиграть в семейном кругу, все они тоже  полюбили музыку, и каждый играл на определенном музыкальном инструменте. Сидней, уже по семейной традиции, тоже унаследовал большой талант к музыке.

В возрасте шесть лет Сидней Беше начал регулярно заниматься музыкой, учиться играть на кларнете. Через два года постоянных занятий, начинает брать частные уроки игры на кларнете у Лоренцо Тио, Джорджа Бэкета и Луи Нельсона. Много времени Сидней уделяет и самостоятельным занятиям. Его игра со временем становится настолько хорошей, что уже в тринадцать лет Сидней играет в больших джазовых ансамблях у таких знаменитостей, как Фредди Кеппард, Бадди Болден, Кинг Оливер, Джимми Нун, Джек Кэри, Бадди Пти, и одновременно обучает музыке других ребят, и некоторые из его учеников даже старше его самого. Популярность Сидней Беше неуклонно растет – он отправляется гастролировать в штаты Техас и Калифорния в составе ансамбля Кларенса Уильямса и Луиса Уейда, некоторое время играет вместе с Кидом Ори, берет участие в турне оркестра Динка Джонсона.

В девятнадцать лет Сидней Беше уезжает из Нового Орлеана, и больше не задерживается долго на одном месте. Теперь он играет вместе с передвижными цирковыми труппами и странствующими шоу в южных и западных американских штатах.

Сидней Беше приезжает в Чикаго в 1917 году, и начинает работать в джаз-бандах Оливера Кинга и Фредди Кеппарда. Через некоторое время молодого музыканта замечает известный негритянский композитор, дирижер по имени Уилл Мэрион Кук, и приглашает его в свой коллектив «Southern Syncopated Orchestra», где Беше становится главным солистом, исполняющим блюзы. Вместе с оркестром Кука Беше едет в турне по Европе, где известные композиторы и дирижеры характеризируют его как гениального артиста.

Во время выступления в Лондоне, Сидней покупает в музыкальном магазинчике сопрано-саксофон, который впоследствии становится его любимым инструментом, хотя, иногда он играет и на кларнете. Благодаря мощному звуку саксофона, Сидней теперь становится доминантным музыкантом в любом джазовом оркестре.

В период с 1920 по 1921 Беше играет в коллективе Бэнни Пэйтона в стиле рэгтайм, и вместе с ним выступает в Париже и в Лондоне. В 1923 году Сидней возвращается из Европы на родину, в Америку, и там записывает свою первую пластинку. Через год, в 1924 он на несколько месяцев присоединяется к оркестру Дюка Эллингтона, и оказывает на музыкантов настолько сильное влияние, что через некоторое время коллектив тоже начинает играть в джазовом стиле, хотя до этого в репертуаре у музыкантов коллектива была только танцевальная музыка. Спустя некоторое время Сидней открывает собственный клуб, и начинает собирать свой оркестр. В конце двадцатых годов музыкант снова едет на гастроли в Европу. В тот раз удивительную игру Сиднея Беше слышали жители разных стран – он побывал в Польше, Франции, Германии и России.

В 1933 году интерес к джазовой музыке внезапно падает, и это случается одновременно с началом экономического кризиса в США. Популярность Сиднея как исполнителя джаза тоже значительно падает, и он вынужден некоторое время работать обычным портным. Хотя, в лавке Беше редко занимался работой портного, чаще всего это было место, где собирались его друзья, чтобы немного поиграть.

В 1938 году Сидней Беше записывает новую пластинку, которая, к удивлению многих, становится просто грандиозным хитом. Именно его новая пластинка стала причиной возвращения популярности новоорлеанскому стилю джаза, и через два года, в 1940 Сидней Беше снова оказывается на вершине.

Позже Беше переезжает в Европу, а точнее в Париж. Так как в жилах Беше есть и толика французской крови, парижане относятся к нему очень хорошо. В Европе остается на довольно продолжительное время. Иногда он с концертами приезжает в США.

Сидней Джозеф Беше умер в Париже в 1959 году. Он до последних минут своей жизни был окружен заслуженным почетом и славой.

Сидней Беше стал одним из «отцов» джазового стиля в музыке, и его широко известные произведения, такие как  танго «Petite Fleur», «Summertime» и «Nobody Knows The Way I Feel ‘Dis Mornin’» сохраняют свою популярность уже много лет после того, как исполнителя нет в живых.



Один коментарий к “Сидней Беше”

  1. Остап:

    Я, конечно с уважение отношусь к творчеству Беше, но вот отцом его называть как то преувеличено..

Оставить коментарий


5 − = четыре