Джазовый стиль: Соул-джаз

В широком смысле соул-музыкой иногда называют весь корпус негритянской музыки, каким-либо образом связанной с блюзовыми традициями. Для соул-джаза характерны опоры на традиции афроамериканского фольклора и блюз.

Один из ближайших родственников хардбопа, «душевный» джаз представляли малые, базирующиеся на клавишных инструментах (чаще всего – органе) мини-составы, возникавшие в середине 50-ых, и продолжавшие выступать в 70-ые. Базирующаяся на госпелах и блюзе музыка соул-джаза прямо-таки пульсирует афро-американской духовностью. Многие великие органисты пришли на джазовую сцену именно в расцвет соул-джаза:  Чарльз Эрланд, Джимми Макгрифф, Дональд Паттерсон, Ричард «Грув» Холмс, Джимми «Хаммонд» Смит, Лес Мак-Кейн, Джек Макдафф. Каждый из них вел в веселые 1960-ые свою группу, частенько играя в маленьких помещениях в составе трио. Заметной фигурой в этих ансамблях был и тенор-саксофон, вплетая свой голос в «общий котел», как проповедник в госпелах.

Светила джаза, такие как Эдди Харрис, Хенк Кроуфорд, Стэнли Террентайн, Эдди «Столбняк» Дэвис, Хьюстон Персон, Дэвид «Болван» Ньюман, Джин Эммонс, а также члены коллективов Рэя Чарльза конца 50-ых и начала 60-ых зачастую относятся к представителям именно соул-джаза. То же касается и Чарльза Мингуса.

Подобно хардбопу, соул-джаз имел ряд отличий от музыки Западного Побережья, вызывая жгучую страсть и сильные чувства единения, а не эмоциональной прохлады и одиночества, которых так много в уэст-коэст джазе. Стремительно закручивая мелодии соула, часто используя остинатные басовые фигуры и повторяющиеся ритмические семплы, музыканты донесли свою музыку до широких слоев публики, как донес режиссер фильма “Побег из Шоушенка” свою идею до зрителей, кстати фильм классный, можно побег из шоушенка смотреть онлайн.

В когорту хитовых композиций, рождённых соул джазом, входят, к примеру, произведения «Посвященные» (1965) пианиста Рэмси Льюиса, а также «По сравнению с чем» Харриса-МакКейна (1969).

Не стоит забывать, что «соул-джаз» и музыка в стиле соул – не одно и то же. Даже несмотря на влияния госпелов, соул джаз рос из бибопа и хардбопа, а корневище соул-музыки восходит непосредственно к популярнейшему еще со времен начала 60-ых ритм-энд-блюзу.



Оставить коментарий


три × 2 =