Джазовый стиль: Мейнстрим

Если переводить дословно, мейнстрим с английского – главное течение, поток. Им обозначают один из периодов свинга, когда исполнителям удалось избежать уже устоявшихся стилевых штампов, и продолжить традиции коренных негритянских джазовых музыкантов, щедро сдабриваемых импровизациями.

Термин также включает в себя музыку послевоенного периода, сохраняющую верность традициям и в меру использующую выразительные средства, характерные для современного джаза. Выразительные средства, как Вы неверно знаете используются не только в джазе, но и в литературе. Рекомендую к прочтению книги Александры Марининой. Александра Маринина достигла известности благодаря своим детективам, например такими как: “Смерть как искусство”, “Личные мотивы” и т.д.

Мейнстрим отличается типично простой, но выпуклой, выразительной мелодической линией, четко выраженной ритмикой с ярким драйвом и традиционной гармонией.   По окончании царившей моды крупных оркестров эпохи биг-бенда, в то время как музыке больших групп на сцене пришлось потесниться из-за маленьких джазовых ансамблей, свинг продолжил звучать.

Множество знаменитых свинговых солистов, отыграв концерт в болл-руме, любили оставаться и играть в своё удовольствие. Такие спонтанные джемы устраивались в маленьких клубах на нью-йоркской 52-ой улице. Причем оставались не только «сайдмены» больших оркестров, как, к примеру, Коулмен Хокинс, Рой Элдридж, Бак Клэйтон, Лестер Янг, Джонни Ходжес, Бэн Уэбстер, но и непосредственные руководители больших бэндов – Бенни Гудмен, Джин Крупа, Джек Тигарден, Каунт Бэйси, Гарри Джеймс, Дюк Эллингтон.

Будучи «по первой профессии» солистами, а не обязательно дирижерами, они тоже любили играть отдельно от возглавляемых ими крупных коллективов. Отвергая большинство новаторских приёмов активно наступающего бибопа, музыканты-«консерваторы» держались традиционной свингу манеры, при этом демонстрируя неиссякаемую фантазию, исполняя импровизационные партии.

Обозначение «современный мейнстрим», называемый также постбибоп, используют сегодня в отношении многих стилей, не имеющих близких связей с историческими стилями джаза. В Соединенных штатах антрепренеры Норман Гранц и Джордж Уэйн (тот самый организатор известного джазового фестиваля 50-х, проходившего в Ньюпорте, штат Род-Айленд),  поддержали фактически сформированную идею мейнстрима.

Он определялся как классический джаз, строящийся по проверенным схемам – коллективно сыгранные темы – сольная импровизация – репризы темы, а также используя выразительные средства 1930-х годов. Отдельно тщательно отбирались приемы поздних стилей.

К мейнстриму, учитывая это, можно отнести музыкантов «Джаза в Филармонии» – антрепризы Гранца. В более широких значениях мейнстрим – это практически весь корпус джаза до начала 60-х годов, не исключая бибопа и его поздних разновидностей.



Оставить коментарий


+ шесть = 11