Джазовый стиль: Фьюжн

Термин “фьюжн” слишком часто использовался по поводу и без в последнее двадцатипятилетие, вследствие чего практически совсем потерял какой-либо смысл. Тем более, что ранний этап развития данного стиля правильнее обозначать определением “джаз-рок”. Изначально под джаз-роком понимали сочетание импровизаций джаза с ритмами и энергетикой рока. Практически до конца 1960-х годов эти два стиля существовали обособленно. Но именно в это время рок-музыка значительно усложняется (появление психоделического рока, соула), а многим джазовым музыкантам надоедает играть чистый хардбоп. В итоге, два совершенно разных музыкальных направления объединились.

Примерно в 1967 году гитарист Ларри Кориелл и вибрафонист Гэри Бертон начали осваивать новый стиль. В 1969 году к ним присоединились Билли Кобэм с группой “Dreams”. Благодаря их экспериментам, в конце 60-х годов Майлс Дэвис имел все предпосылки для создания джаз-рока. К тому времени он уже был одним из основателей модального джаза. Взяв его за основу, используя электронные инструменты и ритмику 8/8, музыкант делает революционный шаг и записывает два альбома: “In a Silent Way” и “Bitches Brew”.  Можете попробовать сами, нужно лишь скачать программы для музыки. И немножко разобравшись в них, почитав соответствующую литературу по музыкальным программам, научится выставлять ритмику, да и вобще – изучить программы. Лаконичность, аскетизм и философская созерцательность, присущие музыке Дэвиса, как нельзя лучше подошли новому стилю, который уже к началу 70-х годов имел свое лицо, хотя и был предметом насмешек для многих консервативных джазистов.

Для джаз-рока характерны следующие черты: использование ритмических и гармонических принципов рока, импровизационность в сочетании с композиционными решениями, обращение к мелодике и ритмике Востока, добавление в музыку электронных средств синтезирования и обработки звука. 70-е годы можно считать временем рассвета данного музыкального стиля. Джаз-рок, в котором синтезировалось больше различных музыкальных средств и приемов, получил название “фьюжн” (то есть “сплав”, “слияние”). Дополнительным импульсом для возникновения этого стиля послужило очередное обращение джаза к европейской академической музыке.  Соединение различных культур лучше всего видно на примере ансамбля “Weather Report” (главные хиты – “Birdland”, “A Remark to Made”, “Teen Town”), которым вначале руководили австриец Джозеф Завинул и американец Уэйн Шортер. Группа объединила музыкантов из Чехословакии, Бразилии, Перу.

К сожалению, в последнее время фьюжн приобретает все больше черт коммерческой музыки, тем более, что и рок отказывается от большинства находок, которые были сделаны в середине 70-х. На данный момент, в большинстве случаев, фьюжн – это комбинация джаза и поп-музыки или легкого ритм-энд-блюза.



Оставить коментарий


− 2 = семь