Джазовый стиль: Фри-джаз

Фри-джаз – новое движение в музыке, основанное на музыкальной структуре уже существующих вариаций джаза, появилось и стало самостоятельным в 50-х годах.

Само название фри-джаз (фри, по-английски free – свободный) показывает саму суть данного музыкального направления, в котором музыканты отступили практически от всех канонов традиционного джазового исполнения. Сразу после своего появления данный стиль импровизационной музыки вызывал множество споров в музыкальных кругах, так как некоторые исполнители отказывались признавать его музыкой.

Основными отличиями фри-джаза от канонов традиционного джазового исполнения являются разнообразные изменения музыкальной структуры, полный отказ от какой-либо последовательности аккордов, почти полное отсутствие ритмики, атональность. Такие изменения позволяют музыке двигаться практически в любом направлении в соответствии с желанием каждого конкретного исполнителя. Обычно такие изменения сравнивают с тем, как меняется погода.

В данной вариации джазовой музыки, так называемая музыкальная фраза, перестала строиться в обычной системе тональностей. Мир фри-джаза почти полностью состоит из резких, конвульсивных, пронзительных нот в любой последовательности.

Лидеры и создатели данного музыкального направления главной своей целью ставили полное разрушение существующих традиций, ритмов, структуры и гармонии музыки, и создание стиля с предельной выразительностью, который требовал от исполнителей полной духовной обнаженности и экстатичности. В стиле фри-джаз основной упор сделан на душевные и эстетичные переживания, поэтому он стал стилем, принципиально отличающимся от всех существующих на тот момент.

Основателями данной вариации джазовой музыки по праву считаются саксофонист Орнетт Коулман и пианист Сесил Тейлор, а также Дон Черри, Джон Колтрейн, Арчи Шепп и Альберт Айлер. Фри-джаз продолжает свое существование и в нынешнее время в качестве жизнеспособной формой выражения чувств в музыке. На сегодняшний день он больше не вызывает таких ярких споров как в прошлом, но популярность его сохраняется благодаря таким композициям как «You’ve Got Fire» и «Beauty Is A Rare Thing» Орнетта Коулмана, «Band Of Gold» Дона Черри и «On Green Dolphin Street» Джона Колтрейна.



Оставить коментарий


семь − = 5