Джазовый стиль: Фанк

В конце 60-х годов в формате ритм-энд-блюза появляется «утяжеленная» танцевальная музыка, получившая название фанк. Первые попытки в этом стиле приписывают Джеймсу Брауну с его коронным хитом «I feel good». Однако дальнейшие эксперименты в этом направлении связывают со Слаем Стоуном и Джорджем Клинтоном. Клубный, «наэлектризованный» фанк (яркий представитель – Айзек Хей), дал толчок развитию в середине семидесятых годов стилю «диско».

Параллельно в течение 70-х продолжается развитие соула, постепенно перестающего, подобно фанку, оставаться территорией чернокожих. В это время «The Righteous Brothers» открывают путь к соулу множеству белых исполнителей. Отличались среди них, в первую очередь, британцы: Ван Моррисон, Джо Кокера, Дасти Спрингфилд. Максимально размывалась грань между рок-музыкой и ритм-энд-блюзом и в ранних периодах творчества Элтона Джона, а также в некоторых работах Дэвида Боуи. Если с джазом вы не расстаетесь даже за рулем, эта информация для вас:  магазин автозвука Mobile Sound представил новую линейку авто аудио ‘VOLT’ от легендарного бренда Massive Audio. Наслаждайтесь музыкой, пока вы за рулем :)

В штатах играемый белыми ритм-энд-блюз (зачастую британский), иронически зовут «голубоглазым соулом». Ближе к классическим направлениям в ритм-энд-блюзе были известные и талантливые вокалисты Дион Уорвик, Натали Коул и Роберта Флэк, Эл Грин, Лу Роулз, в то время как два главных героя лейбла Motown – Марвин Гей и Стиви Уандер – добивались значительных творческих свобод, следствием чего стал выпуск в середине 1970-х ряда экспериментальных, необычных альбомов. Эти работы смели существовавшие прежде цензурные и тем более художественные условности и запреты, открывая дверь в современную историю ритм-энд-блюза.

Другое название фанка – грув. Касательно техники исполнения, он, будучи ответвлением соул-джаза, создает мелодии блюзовыми нотами, а отличается особенной ритмической сосредоточенностью.

Грув концентрирует внимание на поддержании непрерывных характерных ритмических рисунков, щедро сдабривая их лёгким инструменталом, и, иногда, лирическими украшениями. Музыкальные произведения в стиле грув наполнены радостными эмоциями, приглашают слушателей на танец, причем как в блюзовом, замедленном варианте, так и в более быстрых темпах. Большинство сольных импровизаций сохраняет строгую подчиненность коллективному звучанию и биту.

Ярчайшими и наиболее знаменитые представители этого стиля: органисты Ширли Скотт и Ричард «Грув» Холмс, флейтист/альтсаксофонист Лео Райт, тенорсаксофонист Джин Эммонс. Современный же фанк относят к популярным джазовым направлениям 70-х и 80-х. В них аккомпаниаторы музицируют в стиле черного поп-соула, а соло-импровизации выражают скорее творческий, джазовый характер. Многие саксофонисты стиля имеют и пользуются собственным набором простых фраз, состоящих из блюзовых стонов и выкриков.

Основываются они на традициях, перенятых у саксофоновых соло в ритм-н-блюзовых вокалах. «Донорами» стали Кинг Кертис, записывавшийся с “Coasters”, Дэйвид Сэнборн с группой Пола Баттерфилда “Blues Band”, Джуниор Уолкер – с вокалистами лейбла «Мотаун». Еще один видный представитель жанра  – Гровер Вашингтон-младший, часто игравший соло, по стилистике похожее на Хэнка Кроуфорда, используя фанкоподобный аккомпанемент. В значительном пласте творчества Тома Скотта, Майкла Бреккера, а также их учеников используется именно этот подход. Richard Elliott, Najee тоже работают в “современном фанке”.



Оставить коментарий


девять − = 4