Джазовый стиль: Бибоп

К началу 40-х годов 20 века многие джазмены начали явственно ощущать застой в любимом стиле музыки, который возник во многом из-за огромного числа так называемых модных джазово-танцевальных оркестров. Последние не стремились к настоящему, искреннему джазу, а лишь использовали и тиражировали известные заготовки и приемы общепризнанных коллективов. Если хотите узнать побольше про данный период в музыке, да и вообще прочитать не только про джаз то можете зайти на сайт полной истории электронной музыки. Там вы найдете альбомы, биографии и другие интересные статьи и факты.

Первыми вырваться из звукового тупика попытались молодые музыканты, представители нью-йоркской плеяды: альт-саксофонист Чарли Паркер, ударник Кенни Кларк, пианист Телониус Монк, трубач Диззи Гиллеспи. Их эксперименты со времен начали обретать собственный стиль, с легкой руки Диззи Гиллеспи получивший название «бибоп», иначе – «боп». Согласно легенде, название образовалось из сочетания слогов, напеваемых им с характерным для «бопа» музыкальным интервалом – блюзовой квинтой, появившейся в бопе как дополнение к блюзовой терции и септиме. Основное отличие нового стиля  – усложненная, построенная на других принципах гармония. Новаторы Паркер и Гиллеспи ввели сверхбыстрый темп исполнения, чтобы не подпустить непрофессионалов к своим импровизациям.

Сложность фразового построения, по сравнению, например, со свингом, состояла в первую очередь в начальной доле. В бибопе импровизационная фраза может начинаться как с синкопированной доли, так и со второй. Нередко фразы обыгрывали уже известные темы или гармонические сетки (Anthropology).   Кроме прочего, отличали боперов и вычурные, эпатажные манеры поведения: изогнутые трубы «Диззи» Гиллеспи, «нормы» поведения Паркера и Гиллеспи, странные и нелепые шляпы Монка…   Революция, произведенная бибопом, принесла множество последствий. На ранних этапах творчества к боперам приписывали Оскара Питерсона, Рэя Брауна, Эрролла Гарнера, Джорджа Ширинга и многих других.   Из основателей же бибопа лишь у  Диззи Гиллеспи судьба сложилась удачно. Он продолжал свои эксперименты, основав стиль афро-куба, много популяризовал латино-джаз, открывал миру звёзд латиноамериканского джаза — Пакито ДеРиверо, Артуро Сандоваля, Чучо Вальдеса и других. Отдавая честь бибопу как музыке, требовавшей от исполнителя музыкальной виртуозности и знания сложных гармоний, инструменталисты быстро завоевывали популярность. Они сочиняли мелодии и произведения, совершавшие вращения и зигзаги в соответствии с изменением аккордов повышенной сложности.

Солисты, импровизируя, использовали диссонансные по отношению к тональности ноты, при этом создавая музыку еще более экзотическую, звучащую более остро. Притягательность синкопирования приводила к беспрецедентным акцентам. Бибоп идеально подходил для исполнения в формате небольшой группы типа квартета или квинтета. Музыка «цвела» в городских джаз-клубах, в которые зрители ехали слушать солистов-изобретателей, а не танцевать под привычные хиты.

Музыканты бибопа облекали джаз в художественную форму, обращавшуюся более к интеллекту, нежели к чувствам. В эру бибопа в джазе появились многие звезды: саксофонисты Сонни Ститт и Арт Пеппер, Джонни Гриффин и Джон Колтрэйн, Пеппер Адамс и Декстер Гордон. Трубачи Фредди Хаббард, Клиффорд Браун, Майлз Дэвис. Джей Джей Джонсон – тромбонист. В конце 50-х, а особенно в 60-е, в бибопе произошли мутации, приведшие к появлению стилей кул-джаз, соул-джаз и хард-боп. Но, что интересно, формат маленькой группы (комбо), состоявшей часто из одного или нескольких (не более трёх) духовых инструментов, контрабаса, фортепиано и барабанов, по сей день остается стандартном джазового состава.



Оставить коментарий


− один = 6